Экспортный лифт для предприятий региона

Министерство экономического развития Ростовской области
предлагает комплексный информационный ресурс поддержки и развития
экспортной деятельности всех видов организаций

 
Малому и среднему бизнесу
Содействие Start Up Проектам
Крупным предприятиям
Действующим экспортерам
 

Оценка экспортного потенциала предприятия

Экспортная диагностика является неотъемлемым элементом процесса выхода на внешние рынки предприятия. Подобный анализ экспортного потенциала может проводиться как в форме достаточно краткого анкетирования с выбором указанных вариантов ответа, так и в расширенной версии с учетом различных внутренних факторов, отражающих функционирование предприятия, что способствует получению полноценной картины экспортного потенциала предприятия и его продукции.

Включение в анализ широкого спектра изучаемых вопросов, часто не относящихся напрямую к экспортной деятельности, обусловлено необходимостью выявления всех основных факторов, способных оказать влияние на успех ВЭД или же возможные причины недостаточной готовности к полноценной конкурентной борьбе на внешних рынках.

В этой связи экспортная диагностика способна детерминировать не только параметры, указывающие на благоприятствование успешному ведению экспортной деятельности, но и на различные аспекты общего функционирования компании, ее сильных сторон и слабостей.


 

А.1.1 Анализ конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия формирует базовый уровень совокупной конкурентоспособности региона и, соответственно, страны в целом. Ведение экспортной деятельности предполагает наличие комплексного анализа экономической деятельности. Очевидно, что конкуренция на внешних рынках в разрезе поставок несырьевой продукции весьма высока, что обусловливает необходимость наличия общей конкурентоспособности компании, способной выдержать зачастую сложную и многоплановую борьбу за целевой рынок (особенно в случаях выхода на достаточно освоенный рынок).

(ФП)Финансовая
поддержка
Субсидии на возмещение части затрат по сертификации
систем менеджмента
Минэкономразвития Ростовской области
 

А.1.2 Анализ конкурентоспособности экспортоориентированной продукции

Конкурентоспособность продукции является одной из составляющих конкурентоспособности компании, ведущей или намеревающейся начать экспортную деятельность. В целом под конкурентоспособностью продукции понимается комплекс ее потребительских и ценовых характеристик, определяющих успех на рынке. Кроме того, весьма важным является анализ ассортимента продукции (по параметрам ширины, глубины и возможностей расширения), соответствия международным нормам и стандартам, вариаций стандартизации и адаптации экспортного товара, а также при создании новой продукции, выявление уникального предложения (USP), определение степени правовой защищенности товара (на предмет наличия патентов, лицензий) и степени его инновационности. При этом необходимым является определение кода ТН ВЭД для экспортируемого товара (на предмет возможных запретов, ограничений или иных специфических правил и требований, предъявляемых к различным видам экспортируемой продукции).


(ИП)Информационная
поддержка
Консультации по вопросам технического регулирования в стране потенциального экспорта
АНО «ИАЦ по вопросам внешнеторговой деятельности»
 
(ФП)Финансовая
поддержка
Cубсидии на возмещение части затрат на сертификацию экспортной продукции
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Оценка конкурентоспособности на интересующих рынках
АНО «ИАЦ по вопросам внешнеторговой деятельности»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Выработка рекомендаций по адаптации продукции компании к специфическим техническим требованиям экспортного рынка
АНО «ИАЦ по вопросам внешнеторговой деятельности»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Проведение оценки экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, технологических аудитов
Единый Региональный Центр Инновационного Развития Ростовской области
 

А.2 Комплексный маркетинговый анализ зарубежного рынка

Предприятие, планирующее впервые осуществлять экспортную деятельность или намечающее выход на новый рынок, остро нуждается в понимании специфики данного рынка, конкурентной среды, особенностей и предпочтений, таможенно-тарифной и нетарифной политики, применяемой в данном государстве в отношении российских компаний. Комплексный маркетинговый анализ позволяет получить необходимые сведения по проблемам, связанным с емкостью рынка, каналами сбыта, конкурентной средой и ее спецификой и, что немаловажно, определить спектр возможных партнеров.

В процессе данной аналитической деятельности оформляются различные аналитические материалы, информационные карты, фирменные досье (на конкурента/ покупателя/ поставщика), конкурентные листы.

(ИП)Информационная
поддержка
Подготовка краткой информации о состоянии отдельных секторов экономики и рынков, о регулировании ВЭД и по вопросам торгового режима страны пребывания
Торговые представительства РФ
 
(ИП)Информационная
поддержка
Предоставление информации о зарубежных рынках сбыта
АНО «Центр поддержки экспорта»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Разработка отраслевых стратегий выхода на зарубежные рынки
АНО «ИАЦ по вопросам внешнеторговой деятельности»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Проведение маркетинговых исследований иностранных рынков для субъектов МСП
АНО «Центр поддержки экспорта»
 

А.3 Проведение рекламной кампании за рубежом (в рамках политики распространения товара)

С точки зрения успешности продвижения товара на зарубежный рынок эффективность проведенной рекламной кампании имеет важное значение. До потенциальных иностранных партнеров информация о товаре может быть доведена следующими способами:

размещение рекламных материалов в СМИ, сети Интернет;
демонстрации товаров на международных выставках и ярмарках (либо заочное участие);
участие в зарубежных бизнес-миссиях;
включение информации о товаре в торговые / производственные справочники;
рассылка потенциальным покупателям информационных материалов.
Соответственно на данном этапе оформляются результирующие материалы: каталоги, проспекты, рекламные информационные материалы, заявки на участие в выставочно-ярморочных мероприятиях.
(ИП)Информационная
поддержка
Предоставление информации о предстоящих в стране пребывания международных выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах
Торговые представительства РФ
 
(ИП)Информационная
поддержка
Подготовка перечня заребежных деловых мероприятий (выставки, ярмарки, тендеры, семинары, бизнес-туры, конференции, круглые столы, встречи, коллективные деловые поездки и т.п.)
АНО «Центр поддержки экспорта»
 
(ФП)Финансовая
поддержка
Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (на рекламу)
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ФП)Финансовая
поддержка
Субсидии на возмещение части затрат по участию в выставочных мероприятиях за рубежом (аренда выставочных площадей, регистрационных взносов и услуг по оформлению выставочных стендов)
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ФП)Финансовая
поддержка
Субсидирование части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях (аренда выставочной площади, затраты на заочное участие, оборудование и услуги, работы по изготовлению индивидуальных стендов, регистрационные/ страховые взносы, затраты на рекламно-презентационные материалы и услуги)
Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Интернет портал установления международных контактов «Российский экспортный каталог»
www.export.gov.ru
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Cодействие в участии деятельности Межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Cодействие в поиске потенциальных партнеров в стране пребывания и доведение информации о компании до потенциальных контрагентов, в установлении контактов с органами власти в стране пребывания
Торговые представительства РФ
 
(ОП)Организационная
поддержка
подготовка паспортов внешнеэкономических проектов экспортоориентированных компаний
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Ежегодный конкурс «Лучший экспортер года»
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Организация и проведение международных бизнес-миссий
АНО «Центр поддержки экспорта»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Организация участия субъектов МСП в выставочно-ярморочных мероприятиях на территории иностранных государств
АНО «Центр поддержки экспорта»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Прием иностранных делегаций на территории Ростовской области с целью проведения бизнес-встреч и продвижения российской продукции на экспорт
АНО «Центр поддержки экспорта»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Подготовка и размещение в информационной системе профилей, запросов и предложений
Единый Региональный Центр Инновационного Развития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Организация и проведение бизнес-миссий, деловых миссий, брокерских мероприятий
Единый Региональный Центр Инновационного Развития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Подбор для экспортоориентированных предприятий подходящих брокерских мероприятий и организация участия в них
Единый Региональный Центр Инновационного Развития Ростовской области
 
(ОП)Организационная
поддержка
Организация и проведение конференций и форумов, выставочно-ярмарочных мероприятий, обеспечение участия экспортоориентированных предприятий в мероприятиях в целях нахождения потенциальных партнеров
Единый Региональный Центр Инновационного Развития Ростовской области
 

А.4 Установление контактов с потенциальными контрагентами и выбор торгового партнера

Данный шаг является определяющим с точки зрения перехода от плоскости аналитических исследований к непосредственной работе с выбираемым контрагентом.

Результатом данного этапа является оформления оферт, коммерческих предложений, подтверждение заказа импортера, составление проформы внешнеторгового контракта и счета-проформы.
(ИП)Информационная
поддержка
Интернет портал установления международных контактов «Российский экспортный каталог»
www.export.gov.ru
Минэкономразвития Ростовской области
 
(ИП)Информационная
поддержка
Подготовка краткой информации о потенциальных партнерах
Торговые представительства РФ
 
(ИП)Информационная
поддержка
Предоставление информации о зарубежных компаниях
АНО «Центр поддержки экспорта»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Организация бизнес-встреч и переговоров с иностранными партнерами (а также органами государственной власти иностранных государств)
АНО «Центр поддержки экспорта»
 
(ОП)Организационная
поддержка
Продвижение экспортного предложения экспортоориенти-рованных субъектов МСП, в т.ч. содействие в подготовке и распространении презентационных материалов
АНО «Центр поддержки экспорта»
 

А.5 Проверка деловой репутации и платежеспособности партнера

Для защиты собственных коммерческих интересов при осуществлении экспортной деятельности необходимо знание действующей на территории государства партнера системы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сбор сведений о потенциальном партнере по следующим вопросам:

подлинность и актуальность регистрационных данных;
наличие офиса компании по адресу, указанному в уставных документах;
подлинность данных об органах управления юридического лица;
соответствие видов деятельности с зафиксированными в уставных документах;
местонахождение складов, дополнительных офисов и иного недвижимого имущества компании;
сведения о действующих счетах;
бухгалтерский баланс за последние периоды;
наличие постоянных деловых партнеров;
проверка деловой репутации руководителей компании на рынке;
информация о наличии у компании проблем с поставщиками/ контролирующими органами.

Подобная информация может быть получена посредством оформления и анализа запросов, справочных материалов, бизнес-справок. В целом, данный этап процесса экспортной деятельности является переходным и подготовительным к этапу непосредственного заключения экспортного контракта.

(ОП)Организационная
поддержка
Содействие в проверке деловой репутации потенциальных партнеров
Торговые представительства РФ
 
 

Зачем нужна предконтрактная подготовка?

В рамках осуществления внешнеэкономической деятельности этап подготовки к экспорту является определяющим как с точки зрения успешности дальнейшего внешнеторгового взаимодействия, так и в целом определения сферы деятельности предприятия, конкурентоспособности его продукции (в том числе для предполагаемого целевого рынка) и специфики осуществления ВЭД.

На данном этапе речь идет, прежде всего, о приоритетной работе с потенциальными предприятиями-экспортерами в силу особенностей этапа, носящего общий оценочно-аналитический характер и не касающегося непосредственного заключения внешнеторгового контракта.

В то же время, этап предконтрактной подготовки неизбежно затрагивает и действующих экспортеров в случае:

освоения нового географического рынка или товарной ниши;
переформатирования внешнеэкономической стратегии в силу объективных причин сегментированности рынка и конечности жизненного цикла товара, технологических изменений, значительных ценовых флуктуаций, существенных изменений конкурентной среды на внешнем рынке/рынках или в силу причин многоаспектного внутрифирменного характера.

При этом, являясь более опытным субъектом экспортной деятельности, действующее предприятие-экспортер с большой долей вероятности может пропустить ряд операций внутри этапа предконтрактной подготовки.

Структурно, этап предконтрактной подготовки включает в себя последовательность подэтапов.

По итогам данных разделов происходит выработка комплексной экспортной стратегии предприятия, обеспечивающей достижение намеченных предприятием целей в рамках осуществления ВЭД.