Министерство экономического развития Ростовской области
предлагает комплексный информационный ресурс поддержки и развития
экспортной деятельности всех видов организаций
Экспортная диагностика является неотъемлемым элементом процесса выхода на внешние рынки предприятия. Подобный анализ экспортного потенциала может проводиться как в форме достаточно краткого анкетирования с выбором указанных вариантов ответа, так и в расширенной версии с учетом различных внутренних факторов, отражающих функционирование предприятия, что способствует получению полноценной картины экспортного потенциала предприятия и его продукции.
Включение в анализ широкого спектра изучаемых вопросов, часто не относящихся напрямую к экспортной деятельности, обусловлено необходимостью выявления всех основных факторов, способных оказать влияние на успех ВЭД или же возможные причины недостаточной готовности к полноценной конкурентной борьбе на внешних рынках.
В этой связи экспортная диагностика способна детерминировать не только параметры, указывающие на благоприятствование успешному ведению экспортной деятельности, но и на различные аспекты общего функционирования компании, ее сильных сторон и слабостей.
Конкурентоспособность предприятия формирует базовый уровень совокупной конкурентоспособности региона и, соответственно, страны в целом. Ведение экспортной деятельности предполагает наличие комплексного анализа экономической деятельности. Очевидно, что конкуренция на внешних рынках в разрезе поставок несырьевой продукции весьма высока, что обусловливает необходимость наличия общей конкурентоспособности компании, способной выдержать зачастую сложную и многоплановую борьбу за целевой рынок (особенно в случаях выхода на достаточно освоенный рынок).
Конкурентоспособность продукции является одной из составляющих конкурентоспособности компании, ведущей или намеревающейся начать экспортную деятельность. В целом под конкурентоспособностью продукции понимается комплекс ее потребительских и ценовых характеристик, определяющих успех на рынке. Кроме того, весьма важным является анализ ассортимента продукции (по параметрам ширины, глубины и возможностей расширения), соответствия международным нормам и стандартам, вариаций стандартизации и адаптации экспортного товара, а также при создании новой продукции, выявление уникального предложения (USP), определение степени правовой защищенности товара (на предмет наличия патентов, лицензий) и степени его инновационности. При этом необходимым является определение кода ТН ВЭД для экспортируемого товара (на предмет возможных запретов, ограничений или иных специфических правил и требований, предъявляемых к различным видам экспортируемой продукции).
Предприятие, планирующее впервые осуществлять экспортную деятельность или намечающее выход на новый рынок, остро нуждается в понимании специфики данного рынка, конкурентной среды, особенностей и предпочтений, таможенно-тарифной и нетарифной политики, применяемой в данном государстве в отношении российских компаний. Комплексный маркетинговый анализ позволяет получить необходимые сведения по проблемам, связанным с емкостью рынка, каналами сбыта, конкурентной средой и ее спецификой и, что немаловажно, определить спектр возможных партнеров.
В процессе данной аналитической деятельности оформляются различные аналитические материалы, информационные карты, фирменные досье (на конкурента/ покупателя/ поставщика), конкурентные листы.
С точки зрения успешности продвижения товара на зарубежный рынок эффективность проведенной рекламной кампании имеет важное значение. До потенциальных иностранных партнеров информация о товаре может быть доведена следующими способами:
размещение рекламных материалов в СМИ, сети Интернет;
демонстрации товаров на международных выставках и ярмарках (либо заочное участие);
участие в зарубежных бизнес-миссиях;
включение информации о товаре в торговые / производственные справочники;
рассылка потенциальным покупателям информационных материалов.
Соответственно на данном этапе оформляются результирующие материалы: каталоги, проспекты, рекламные информационные материалы, заявки на участие в выставочно-ярморочных мероприятиях.
Данный шаг является определяющим с точки зрения перехода от плоскости аналитических исследований к непосредственной работе с выбираемым контрагентом.
Результатом данного этапа является оформления оферт, коммерческих предложений, подтверждение заказа импортера, составление проформы внешнеторгового контракта и счета-проформы.
Для защиты собственных коммерческих интересов при осуществлении экспортной деятельности необходимо знание действующей на территории государства партнера системы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сбор сведений о потенциальном партнере по следующим вопросам:
подлинность и актуальность регистрационных данных;
наличие офиса компании по адресу, указанному в уставных документах;
подлинность данных об органах управления юридического лица;
соответствие видов деятельности с зафиксированными в уставных документах;
местонахождение складов, дополнительных офисов и иного недвижимого имущества компании;
сведения о действующих счетах;
бухгалтерский баланс за последние периоды;
наличие постоянных деловых партнеров;
проверка деловой репутации руководителей компании на рынке;
информация о наличии у компании проблем с поставщиками/ контролирующими органами.
Подобная информация может быть получена посредством оформления и анализа запросов, справочных материалов, бизнес-справок. В целом, данный этап процесса экспортной деятельности является переходным и подготовительным к этапу непосредственного заключения экспортного контракта.
Базовая экспортная компетенция предприятия - основа для эффективного товарного предложения и выхода на международные рынки, включает в себя информационное и кадровое обеспечение, и соответствует необходимому перечню работ по п. А.1-А.4.
В рамках осуществления внешнеэкономической деятельности этап подготовки к экспорту является определяющим как с точки зрения успешности дальнейшего внешнеторгового взаимодействия, так и в целом определения сферы деятельности предприятия, конкурентоспособности его продукции (в том числе для предполагаемого целевого рынка) и специфики осуществления ВЭД.
На данном этапе речь идет, прежде всего, о приоритетной работе с потенциальными предприятиями-экспортерами в силу особенностей этапа, носящего общий оценочно-аналитический характер и не касающегося непосредственного заключения внешнеторгового контракта.
В то же время, этап предконтрактной подготовки неизбежно затрагивает и действующих экспортеров в случае:
освоения нового географического рынка или товарной ниши;
переформатирования внешнеэкономической стратегии в силу объективных причин сегментированности рынка и конечности жизненного цикла товара, технологических изменений, значительных ценовых флуктуаций, существенных изменений конкурентной среды на внешнем рынке/рынках или в силу причин многоаспектного внутрифирменного характера.
При этом, являясь более опытным субъектом экспортной деятельности, действующее предприятие-экспортер с большой долей вероятности может пропустить ряд операций внутри этапа предконтрактной подготовки.
Структурно, этап предконтрактной подготовки включает в себя последовательность подэтапов.
По итогам данных разделов происходит выработка комплексной экспортной стратегии предприятия, обеспечивающей достижение намеченных предприятием целей в рамках осуществления ВЭД.